я вот щас явно огребу от профи, но есть следующий спорный аспект (это мнение и оно сформировалось, поскольку работаю как заказчик с ивент-компаниями, кроме того, имею некоторый опыт общения с РАО). имя/фамилия фотографа являются брендом, он именем зарабатывает деньги. размещение бренда - это реклама. и по идее фотографы должны платить за эту рекламу, если хотят, чтобы их фото были размещены с указанием ФИО.
второе. фотографии - это продукт, предмет покупки/продажи. фото сделаны, они отданы заказчику, далее заказчик делает с ними, что хочет. иначе мы должны носить одежду от Юдашкина наизнанку - тем местом, где видно, что эта модель разработана Юдашкиным. мы же этого не делаем?
третье. если фотограф заключает договор, то он может прописать в нем этот пункт, никто ж не возражает. априори же "авторское право" не является здесь презумпцией.
четвертое. многие фотографы размещают фотографии в своих портфолио без согласования с заказчиком. может, заказчик против огласки? (отступлю - когда какая-нибудь подрядная организация просит разрешения разместить наш логотип в своем портфолио, мы требуем с них скидку за оказанные услуги, т.к. компания-бренд)
и пятое. всегда есть человеческий фактор. если мне понравятся мои профи, та я ж все сделаю для их пиара (уже сейчас советую в привате)))
ну и напоследок 2 ремарки. главный предмет спора - что есть фото/видео: бизнес или творчество? и выдержка из ГК:
1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.